Стратегия и тактика игры
  • Важность времени в теннисе

    Такое понятие, как время, является одновременно и естественно понятным, и мистически загадочным. Какое же место занимает время в таком виде деятельности, как теннис? Согласно...
    [Читать далее]

  • Принципы успеха в теннисе

    1. Не стоит усложнять игру. Большинство игроков высшей профессиональной лиги предпочитают не усложнять свою игру. Все они обладают где-то одним или же двумя своими эффективными...
    [Читать далее]

  • Техника китайских теннисистов

    В процессе изучения техники игры, выполнения передвижений и ударов у представителей большого тенниса в Китае, первым в глаза бросается тот факт, что между собой они...
    [Читать далее]

Основные этапы многолетней подготовки

Основные этапы многолетней подготовки

Многолетний спортивный путь теннисиста делят на три этапа: начальной подготовки (около 5 лет, возраст занимающихся 7- 12 лет), так называемой фундаментальной (около 3 лет, возраст занимающихся 13-16 лет) и высшей подготовки (длится в зависимости от возможностей сохранять высокие результаты, возраст занимающихся 16 лет и старше).

Если заключительный этап высшей подготовки сравнить с многоэтажным зданием, то его прочным фундаментом должен являться второй этап, а основанием фундамента — начальный этап. Только успешное решение задач тренировки на первых двух этапах открывает перспективу для достижения высоких спортивных результатов.

Идейно-политическое воспитание спортсмена осуществляется на всех без исключения этапах подготовки. При этом учитываются возрастные особенности теннисиста, специфика его трудовой деятельности и учебы.

Этап начальной подготовки. Тренировка на данном этапе нацелена на формирование основ передовой школы игры. Отечественный и зарубежный опыт подготовки юных теннисистов в последние годы показывает, что при правильно организованной педагогической работе, предполагающей регулярное сочетание групповых и индивидуальных занятий, уже к 12 годам можно создать потенциальные предпосылки для достижения спортсменом мастерства.

Основные задачи тренировки на начальном этапе следующие:

гармоническое, всестороннее развитие, формирование начальной базы разносторонней физической подготовленности и на ее основе создание предпосылок для успешного освоения передовой техники, тактики и стратегии;

постановка образцовой техники всех ударов и освоение элементарных основ тактики;

начальное формирование волевых качеств, необходимых для успешной тренировки и первых выступлений в соревнованиях (целеустремленности, настойчивости, спортивного трудолюбия, смелости и решительности, воли к победе, выдержки и т. п.);

ознакомление с теорией техники, тактики, принципами тренировки;

психологическая подготовка к активной и универсальной игре, основанной па смелых и решительных действиях в нападении, контратаке и защите;

формирование навыков самостоятельной творческой работы но спортивному совершенствованию.

Этап фундаментальной подготовки. На данном этапе должны быть созданы возможности для достижения спортивного мастерства. Тренировка, носящая подлинно всесторонним характер, нацелена на достижение к концу этана первых высоких результатов, уровня мастера спорта.

Отечественный и зарубежный педагогический опыт свидетельствует о том, что задача готовить к 16-17 годам мастеров спорта международного класса вполне реальна. В этом возрасте, например, с успехом начали выступать па международной арене австралийцы Р. Денвер и У. Розуолл, американцы К. Эверт и Д. Коннорс, швед К. Борг, советские спортсмены А. Дмитриева, Г. Бакшеева, А. Метревели, О. Морозова и Н. Чмырева. Причем все они получили хорошую фундаментальную подготовку в детском и младшем юношеском возрасте.

Тренировка на этапе фундаментальной подготовки нацелена на решение следующих основных задач:

достижение высокого уровня гармонического, всестороннего физического развития;

прочное закрепление в игре со счетом всех приемов техники в разнообразных, и особенно сложных, игровых условиях;

освоение в полном объеме стратегии и тактики, приобретение богатого опыта соревнований с сильными и разнообразными по особенностям игры соперниками;

дальнейшее воспитание волн, в процессе которого акцент делается на развитии так называемых соревновательных волевых качеств: воли к победе, выдержки, смелости и решительности в игровых действиях, воли з преодолении отрицательных эмоциональных состояний и т. п.;

углубленное изучение теоретических основ стратегии, тактики, техники и тренировки, формирование творческого отношения к процессу спортивного совершенствования.

Этап высшей подготовки. Планирование тренировки на этом этапе должно учитывать характерную для современного тенниса динамику развития спортивной формы. Тренировка нацелена на достижение наивысших результатов по возможности в более раннем возрасте и поддержание их возможно длительное время.

Особое значение приобретает прогнозирование подготовленности и игры наиболее вероятных основных соперников в предстоящих соревнованиях, выявление и анализ их модельных характеристик и разработка более совершенной контрмодели, ориентированной на получение преимущества в главных соревнованиях. При этом ставится задача всемерно индивидуализировать все виды подготовки, повышать эффективность наиболее оригинальных, излюбленных видов, способов и форм действий.

На определенных этапах спортивного пути теннисиста в результате возрастных изменений снижаются возможности использования высоких соревновательных и тренировочных нагрузок. Поэтому возникает необходимость снизить нагрузки и масштабы соревнований, в которых участвует спортсмен.

Одна из отличительных особенностей тенниса — широкие возможности индивидуально варьировать игровые нагрузки, играть до пожилого возраста. После завершения этапа наивысших достижений целесообразно продолжать регулярные тренировки, выступать в соревнованиях меньшего масштаба (например, в соревнованиях ветеранов).

Комментарии запрещены.

Последние публикации
Теннис и здоровье