Стратегия и тактика игры
  • Важность времени в теннисе

    Такое понятие, как время, является одновременно и естественно понятным, и мистически загадочным. Какое же место занимает время в таком виде деятельности, как теннис? Согласно...
    [Читать далее]

  • Принципы успеха в теннисе

    1. Не стоит усложнять игру. Большинство игроков высшей профессиональной лиги предпочитают не усложнять свою игру. Все они обладают где-то одним или же двумя своими эффективными...
    [Читать далее]

  • Техника китайских теннисистов

    В процессе изучения техники игры, выполнения передвижений и ударов у представителей большого тенниса в Китае, первым в глаза бросается тот факт, что между собой они...
    [Читать далее]

Развитие физических качеств

Развитие физических качеств

В комплекс необходимых теннисисту физических качеств входят гибкость, сила, быстрота, прыгучесть, ловкость и выносливость. Все они тесно взаимосвязаны и проявляются во время игры в специфических формах. Так. быстрота находится в прямой зависимости от гибкости и силы, а сила, в свою очередь, — от этих двух качеств. Существенное значение в физической подготовке имеет и способность к расслаблению, от которой во многом зависит развитие и проявление всех физических качеств.

Развитие качеств теннисиста осуществляется в основном комплексными средствами. Примерами таких средств, могут служить прыжковые, беговые, вратарские упражнения.

В основном качества проявляются в игре непосредственно через технику. Прыгучесть, например, выражается в способности выполнять удары над головой в высоких прыжках вверх, а удары с лета справа и слева — в далеких прыжках в стороны. Поэтому развивать качества необходимо с учетом конкретных особенностей техники в целом и каждого приема отдельно.

Физическая подготовка осуществляется с помощью основных и подготовительных упражнений. К первым относится сама игра и разнообразные игровые упражнения, ко вторым — общеразвивающие и специальные упражнения.

В качестве общеразвивающих используют прежде всего занятия другими видами спорта: гимнастикой, баскетболом, волейболом, ручным мячом, футболом, легкой атлетикой, акробатикой, лыжами, плаванием (имеется в виду выборочное использование определенных видов спорта и заимствование из них отдельных упражнений).

Специальные подготовительные упражнения нацелены на развитие качеств применительно к игровым действиям, приемам техники. Примерами таких упражнений могут служить метания, осуществляемые движениями, близкими к ударным движениям при подаче.

Значение основных и подготовительных упражнений для развития различных качеств не одинаково. Так, развитие быстроты двигательной реакции осуществляется главным образом с помощью основных упражнений, тогда как развитие гибкости — с помощью прежде всего подготовительных упражнений При этом следует иметь в виду, что не всякое игровое упражнение может служить действенным средством развития необходимых физических качеств. Так, игра у задней линии в медленном темпе, без использования сильных ударов, неожиданных, не будет способствовать развитию таких качеств, как быстрота и ловкость. Для физической подготовки необходимо использовать игровые упражнения, требующие наиболее высокого проявления физических качеств.

Гибкость и способность к расслаблению. Движения игрока отличаются легкостью, свободой и быстротой. Это во многом зависит от гибкости и способности к расслаблению. Поэтому связь между гибкостью и способностью к расслаблению приобретает особое значение, и рассматривать их целесообразно в единстве. Тем более что способность к расслаблению является важной предпосылкой развития гибкости (подвижности в суставах) и, в свою очередь, может быть развита только при хорошей гибкости. Без оптимального развития этих качеств невозможно развить до высокого уровня и все другие качества теннисиста.

Во время игры в активную работу вовлекаются фактически мышцы всего тела теннисиста. Весь мышечный аппарат должен отличаться эластичностью, способностью свободно растягиваться, хорошо и быстро расслабляться. Для этого необходимо развивать в первую очередь общую способность к мышечному расслаблению и высокую подвижность во всех суставах тела.

К этим важным качествам предъявляются высокие требования как при ударных движениях, так и при передвижениях по площадке.

Для выполнения ударов (особенно сильных) важно, чтобы ударное движение осуществлялось быстро, свободно, а это возможно лишь при условии, если мышцы-антагонисты окажутся оптимально расслабленными, податливыми к растягиванию и не будут сопротивляться быстрому и свободному проведению ударного движения.

Способность к расслаблению должна развиваться и применительно к передвижениям в игре. Только тогда они будут отличаться такими важными особенностями, как свобода, маневренность, мягкость. При этом должны учитываться особенности всех видов и фаз передвижений, в том числе челночных, а также осуществляемых с помощью прыжков и бросков.  Так,  при  выполнении различных прыжковых упражнений необходимо приземляться в совершенно свободном, раскрепощенном положении на пружинисто и мягко согнутых ногах — в положении готовности к возможно быстрым повторным действиям.

Нередко главной причиной задержки в освоении техники или закреплении приемов с явно нерациональными движениями бывает мышечная напряженность — общая или локальная (отдельных мышечных групп, которые непосредственно участвуют в ударном движении). Второй вид напряженности более характерен для мышц шеи, спины и плечевого пояса. Развитие способности хорошо расслаблять именно эти мышцы — одна из важных профилактических и корригирующих задач физической подготовки.

Причиной общей напряженности в движениях может быть привычно повышенный мышечный тонус (степень напряжения мышц в состоянии покоя, определяемая приближенно по их твердости).

Примечательны в этом отношении данные исследований мышечного тонуса у теннисистов разных спортивных разрядов с различным уровнем технической подготовленности: большинство ведущих спортсменов, владеющих рациональной техникой, отличаются пониженным мышечным тонусом, тогда как для теннисистов с явно выраженной напряженностью в специализированных движениях характерен повышенный тонус.

Снизить мышечный тонус, сделать мышцы привычно расслабленными, эластичными — такова одна из важных задач физической подготовки теннисиста.

Источником мышечной напряженности временного, а иногда и стойкого характера может быть и высокая психическая напряженность, вызываемая соревновательными нагрузками. Она появляется нередко в период первых выступлений в соревнованиях, а также по время выступлений в наиболее ответственных состязаниях, на которые спортсмен возлагает большие надежды. Мышечная напряженность во время соревнований может повыситься и у спортсменов, у которых она раньше не наблюдалась. В этом случае необходимо принять меры, чтобы она не приобрела стойкого характера. Поэтому в периоды соревнований с большими психическими нагрузками очень важно контролировать мышечную раскрепощенность и использовать приемы и упражнения, нацеленные па ее поддержание и совершенствование.

Выполнять различные упражнения и игровые действия легко, свободно, включая в активную работу только необходимые для обеспечения рациональных движений мышцы на фоне оптимального расслабления остальных, — такова одна из главных задач, позволяющая овладеть тем, что в спортивной практике называют искусством расслабления.

Для решения этой задачи необходима в первую очередь соответствующая психологическая установка, помогающая спортсмену выработать привычку систематически контролировать степень мышечной раскрепощенности во время выполнения различных упражнений и в игре.

Прежде всего, специального внимания требует так называемая игровая осанка. Для нее характерны общая мышечная раскрепощенность, прямое или с небольшим наклоном положение туловища и головы, опущенное положение плеч и небольшое сгибание ног.

Совершенствование способности к расслаблению входит в число задач, решаемых при выполнении почти любого упражнения. Однако целесообразно использовать и упражнения с преимущественной направленностью на развитие этой важной способности, дающие наибольший эффект в борьбе с общей и локальной напряженностью. Во время выполнения таких упражнений рекомендуются следующие методические приемы:

1) выполнение движений, требующих значительных мышечных усилий, с установкой: трудное делать легко и свободно, как бы играючи;

2) контрастная смена расслабления и напряжения мышц (например, прыжок в длину с места взрывного характера из максимально расслабленного исходного положения с последующим мягким, расслабленным приземлением; метание набивного мяча из положения сильного наклона туловища назад с последующим переходом в расслабленный наклон вперед);

3) преимущественное использование при движениях инерционных сил, создающих лучшие условия для мышечного расслабления.

Приведем в качестве примеров некоторые упражнения, направленные на развитие способности к мышечному расслаблению:

махи расслабленными руками в различных направлениях при активной помощи туловища и ног;

«бросание» расслабленной руки вперед, имитирующее ударное движение при подаче, ударах справа и слева и характерное последовательным «наращиванием» усилий от ног к туловищу и от него к руке;

наклоны расслабленного туловища вперед, потряхивание опущенными руками;

вращение туловища и расслабленных рук;

метания отягощений малого и среднего веса различными способами, действуя по принципу «расслабление — взрыв — расслабление» (начинать и завершать упражнение следует при предельно возможной расслабленности);

раскачивания расслабленной ноги вперед-назад;

мягкие подскоки, главным образом с помощью пружинистого разгибания стоп из исходного положения теннисиста с мягкими, амортизирующими приземлениями.

Существенную помощь при развитии способности к расслаблению могут оказать парная с массажем и самомассажем, а также расслабленное плавание в теплой воде.

Многие действия теннисиста отличаются широкой амплитудой движений и требуют не только высокоразвитой общей гибкости, но и специфической подвижности в суставах, развитой с учетом особенностей конкретных приемов техники. Приведем примеры таких движений:

1) далекий от туловища и глубокий «вход в петлю» ракетки перед началом ударного движения во время подачи и удара над головой;

2) быстрое разгибание руки в локте и завершающее, также быстрое, разгибание кисти, сочетающееся с поворотом всей руки внутрь во время ударного движения при подаче и ударе над головой;

3) толчковое разгибание стоны при ударах над головой и с лета у сетки во время прыжка;

4) далекие выпады в сторону при вытянутом положении всего тела, характерном для приема труднодосягаемого мяча.

Основной метод развития гибкости многократное выполнение упражнений на растягивание с постепенно возрастающей (вплоть до предельной) амплитудой движений, достигаемой за счет собственных усилий, с помощью отягощений, а также с активной помощью партнера. Причем гибкость должна проявляться свободно, в разнообразных, и особенно в быстрых, движениях Уровень развития гибкости теннисиста должен быть выше того уровня, который необходим в игровых действиях. Этот «запас» и поможет выполнять упражнение легко и свободно.

Для развития способности к расслаблению и гибкости широко используют так называемую спортивно-вспомогательную гимнастику. Основу ее составляют простейшие движения, наиболее характерные для перемещений различных частей тела (например, для туловища это повороты, наклоны, вращения) и отражающие специфику действий теннисиста. Достижение свободы, легкости в этих движениях очень важно для освоения игровых действий и более сложных упражнений.

Упражнения спортивно-вспомогательной гимнастики используют также и для совершенствования других физических качеств, в том числе и силы. Однако во всех случаях любое упражнение должно выполняться с учетом «школы движений» теннисиста. Для этого требуется:

1. Придавать исходным и конечным положениям непринужденность, свободу, избегать статических напряженных поз.

2. Выполнять движения легко, свободно, обращая особое внимание па расслабление мышц-антагонистов и предварительное растягивание мышц, которым при осуществлении главного движения предстоит выполнять функции агонистов.

3. Обеспечивать легкий маятникообразный переход от движений в одну сторону к движениям в другую.

4. Широко использовать волнообразное наращивание   усилий от мышц ног и туловища к мышцам плечевого пояса и рук.

5. Постепенно увеличивать амплитуду движений и доводить ее до предельно возможной (для данного этапа тренировки), стараясь сохранять свободу движений.

6. Варьировать скорость движений от малой до высокой. Развивать способность к расслаблению и гибкость начинают с первых шагов занятий теннисом, с детских лет. Особое внимание этим качествам уделяют в период формирования спортивной техники.

Упражнения, направленные на их развитие, широко используют в подготовительном периоде тренировки; в соревновательном периоде объем их обычно несколько снижается. Однако и во время выступлений в соревнованиях может возникнуть необходимость уделить больше внимания развитию способности к расслаблению и гибкости, так как под влиянием больших психических нагрузок может появиться мышечная напряженность.

С возрастом снижается эластичность мышц, происходят изменения в суставах. В результате уменьшается гибкость. Задержать этот процесс или значительно ослабить его можно только при систематическом выполнении упражнений.

Сила. Современный атлетический теннис предъявляет высокие требования к развитию этого качества.

Развитие общей силы нацелено на совершенствование силовых способностей всех групп мышц и является необходимым условием гармонического физического развития, формирования атлетического телосложения.

Специальную силу развивают применительно к ударным движениям, разнообразным скоростным передвижениям, прыжкам.

Игровые действия связаны с вовлечением в активную работу всех основных мышечных групп тела. Ведущую роль в этих действиях играют скоростные динамические усилия, обусловливающие большую скорость движений. Однако при ударах существенное значение имеют и довольно высокие статические усилия, например усилия, развиваемые мышцами пальцев, кисти и предплечья для создания «жесткости» хватки ракетки. Поэтому силовая подготовка должна быть всесторонней и развивать силу мышц в различных режимах работы.

К развитию силы мышц «рабочей» руки и плечевого пояса теннисиста предъявляют особенно высокие требования, так как именно они играют решающую роль при непосредственном выполнении ударных движений. Быстрое и точное управление ракеткой возможно лишь при условии, если эти мышцы хорошо подготовлены не только к динамической и статической нагрузке, но и к быстрому изменению режима работы.

При развитии специальной силы следует учитывать конкретные задачи проявления этого качества применительно к различным вариантам ударных движений.

Задачи сводятся к тому, чтобы:

сообщить руке с ракеткой большую скорость для выполнения мощного удара (на длинном отрезке движения она возрастает постепенно, на коротком -быстро);

управлять ракеткой в условиях крайне ограниченного времени;

создать «жесткое» соединение звеньев кинематической цепи «теннисист — ракетка» к моменту удара ракеткой по мячу.

Для первых двух случаев характерен преимущественно динамический режим работы мышц, для третьего — статический.

Для развития силы используют главным образом упражнения с   преодолением различных сопротивлений с заданной оптимальной    скоростью движения (например, упражнение с эспандером, с весом собственного тела при прыжках, с различными снарядами при метаниях).

В упражнениях для развития силы применительно к ударным движениям используют резиновые амортизаторы, эспандеры, блоковые устройства, специальные тренажеры с упруго и подвижно закрепленными теннисными мячами, утяжеленные ракетки, набивные мячи, кистевые эспандеры и т. д..

Режим работы мышц и усилия следует варьировать применительно к особенностям приемов техники, и прежде всего к ударам справа, слева и сверху.

Для развития специальной силы используют широкий круг упражнений с различным режимом работы мышц. Недостаточно развитая сила отдельных мышц руки и плечевого пояса не позволяет выполнять определенные варианты ударов. Например, плохо развитая сила мышц, управляющих движениями пальцев, кисти, предплечья, не дает возможности освоить многие удары с лета, особенно блокированные.

Упражнения, при которых мышцы работают в статическом режиме, сводятся к удержанию определенное время руки с ракеткой или медленным коротким перемещениям с преодолением сопротивления растягиваемого эспандера, резинового амортизатора или противодействия теннисного мяча, упруго и подвижно закрепленного с помощью специального приспособления.

Силу развивают, учитывая особенности концентрации усилий и степень активного участия в ударном движении мышечных групп звеньев тела применительно к главным вариантам этого движения: всей рукой при активном участии туловища и ног; только одной рукой, преимущественно предплечьем и кистью. Упражнения должны избирательно воздействовать на мышцы, которые обеспечивают выполнение каждого варианта ударных движений.

Основной метод использования силовых упражнений для теннисиста- метод повторных усилий с постепенным увеличением сопротивления и скорости движений, периодическим выполнением упражнений до отказа.

Развитие силы применительно к скоростным передвижениям и прыжкам направлено па создание необходимых условий для мощного отталкивания и обеспечения высокой частоты движений ногами. При этом необходимо учитывать специфические для тенниса особенности стартовых исходных положений и связанные с ними особенности концентрации толчковых усилий.

Теннисист стартует, выполняет разнообразные прыжки и броски у сетки из исходных положений, для которых характерно довольно небольшое сгибание ног в коленях. В результате толчковые усилия концентрируются главным образом на мышцах стопы и голени.

При развитии силы, необходимой для быстрых передвижений и прыжков, используют главным образом две группы упражнений. В первую входят упражнения, избирательно воздействующие на отдельные группы мышц, которые наиболее активно участвуют в создании мощного отталкивания и обеспечении высокой частоты движений ногами.

Например:

быстрые, пружинистые выталкивания вверх, выполняемые разгибанием стоп;

сгибания и разгибания стопы, голени, бедра с преодолением сопротивления амортизатора или отягощения;

метания набивных мячей или других отягощении ногами (главным образом быстрым разгибанием в коленных суставах из исходного положения лежа на спине).

Во вторую группу входят упражнения комплексного характера, с преобладанием динамического режима работы мышц. Это разнообразные беговые и прыжковые упражнения.

Силовую подготовку осуществляют с первых дней занятий теннисом. Ее необходимо рассматривать как одно из главных условий освоения рациональной техники. Недостаточная силовая подготовка часто становится основной причиной не только значительного замедления технической подготовки, но и причиной прочного закрепления неправильных движений.

Быстрота. Это качество в игре проявляется в быстроте двигательной реакции, стартовых ускорений, дистанционных и челночных передвижений, в быстроте ударных движений.

Двигательная реакция теннисиста зависит от особенностей игровых ситуаций, и прежде всего от действий соперника, на которые предстоит отвечать.

Двигательная реакция, как известно, бывает простой и сложной: простая всегда связана с одним и тем же ответом на один и тот же, заранее известный, сигнал-раздражитель (например, реакция легкоатлета-бегуна во время старта); сложная — с ответом разнообразными действиями на различные, заранее точно не известные, раздражители.

Теннисист действует в быстро и неожиданно меняющихся ситуациях, поэтому он заранее не знает точно, какие действия предпримет соперник и как он станет отвечать на них.

Главная особенность двигательной реакции теннисиста — ее преимущественно трехсложный характер (проявление в ответ на один из трех неожиданных сигналов-раздражителей) и тесная связь с прогнозированием действий соперника.

В большинстве ситуаций игрок должен быстро реагировать на три основных варианта действий соперника: у сетки отражать низкие обводящие удары вправо или влево, а также «свечу»; у задней линии — длинные или косые удары вправо или влево и укороченные удары; при приеме подачи — удары вдоль средней линии площадки или косые к боковым линиям, а также удары, нацеленные непосредственно в его направлении (удары по центру для теннисиста, находящегося у сетки и у задней линии, обычно не требуют быстрых перемещений, поэтому их можно не учитывать при развитии быстроты реакции). Таким образом, теннисист должен возможно; раньше определять, куда, в каком из трех возможных направлений соперник наметил послать мяч, и незамедлительно отвечать на удар. Причем важно не только быстро реагировать на уже выполненный удар, но по возможности делать это с так называемым опережением, прогнозируя намерения соперника.

Примечательны в этом отношении данные изучения реакций и процессов прогнозирования у теннисистов, полученные с помощью специальной электронной аппаратуры. Лучшие показатели именно трехсложной реакции оказались у сильных спортсменов, широко использующих наступательную тактику, игру у сетки. Причем показатели простой реакции и сложной (с четырьмя и большим числом сигналов-раздражителей) у них не выделялись среди показателей других теннисистов. Примечательно также и то, что сильнейших теннисистов отличают более высокие показатели быстроты именно трехсложной реакции (так называемый феномен реакции теннисиста) по сравнению с ведущими представителями других видов спорта: легкоатлетами, борцами, фехтовальщиками, боксерами.

Точные приборы позволили выявить три варианта реагирования при различных ударах: до начала соударения ракетки с мячом, в момент соударения и тотчас после него. При этом оказалось, что два первых варианта чаще всего встречаются у сильных теннисистов, широко использующих наступательную тактику с частыми выходами к сетке.

При развитии быстроты двигательной реакции, особенно реакции с опережением, очень важна психологическая установка. Теннисист должен четко знать, на что в первую очередь необходимо быстро реагировать. Направление и сила подготавливаемого соперником удара, предполагаемые особенности вращения мяча — вот характеристики удара, которые наиболее тесно связаны с этим качеством. И псе же главная из них — направление удара. Чтобы быстро осуществить ответные действия, необходимо в первую очередь незамедлительно определить, куда будет направлен мяч.

Установка на быстрое реагирование должна выражаться в психологической настроенности теннисиста на отражение ударов соперника, посланных в одном из трех возможных направлений, и концентрацию внимания на наиболее информативных для прогнозирования деталях его движений.

Важность подобного рода установки получила подтверждение и эксперименте. Была поставлена задача на примере приема сильной подачи выявить зависимость быстроты реагирования от различных психологических установок (подающий   неожиданно   направлял сильный мяч в одном из трех направлений: вдоль средней линии, косо к боковой линии или прямо в направлении принимающего подачу игрока). Эксперимент специально проводили па твердых пластиковых площадках, где отскок мяча особенно стремителен. Электронный прибор с точностью до тысячной доли секунды фиксировал моменты удара подающего по мячу и начала ответных движений у принимающего подачу. Оказалось, что игрок быстрее всего реагировал в тех случаях, когда психологически был ориентирован на возможно более быстрое определение направления подачи (он получал задание «вчитываться» в движения подающего и возможно быстрее отвечать себе на вопрос «куда будет направлен мяч»).

Главный метод развития быстроты трехсложной реакции теннисиста-многократное повторение скоростных действий в ответ на неожиданные сигналы-раздражители, постепенно сокращая время, которым располагает игрок для ответных движений (до минимально возможного, даже более короткого, чем это требуется при темповой игре).

Быстроту двигательной реакции развивают с помощью игровых средств, а также специальных и общеразвивающих подготовительных упражнений. Примером использования игровых средств могут служить следующие упражнения:

игра с лета, полулета и ударами по отскочившему мячу у тренировочной ребристой стенки или стенки, смонтированной из трех-четырехгранников (от них мяч отскакивает неожиданно в разные стороны);

игра с лета у сетки против двух партнеров, которые находятся у задней линии и используют острые неожиданные низкие обводящие улары и периодически обводящую «свечу»;

игра у задней линии против двух партнеров, которые находятся у сетки, неожиданно направляют мячи в разные углы площадки и периодически используют укороченные удары.

Из числа технических средств для развития быстроты реакции хорошо использовать теннисную катапульту, способную выстреливать мячи с большой скоростью и в различные стороны.

Достаточно внимания следует уделять развитию с помощью игровых упражнений быстрого реагирования па неожиданные укороченные удары. В игре со счетом эти технические приемы используют довольно редко, поэтому она не может служить главным средством развития этого качества.

Используют также спортивные игры (баскетбол, ручной мяч, волейбол, футбол, хоккей),  а также вратарские упражнения.

Вратарские упражнения заключаются в ловле и отбивании мячей (теннисных, футбольных, для ручного мяча), направляемых ударами или бросками в различные ворота (обычные для игры в футбол, ручной мяч или обозначенные на заградительной теннисной сетке). Предпочтение следует отдавать высоким воротам, чтобы иметь возможность направлять мячи в трех направлениях (вправо, влево и высоко вверх).

Упражнения, требующие проявления только простой или двухсложной реакции, целесообразно использовать главным образом при начальной постановке техники и периодическом исправлении недочетов (примером проявления двухсложной реакции могут служить ответы у сетки на низкие прямые или диагональные обводящие удары, когда заранее известно, что использование «свечи» исключено). Широкое использование таких упражнений отрицательно влияет на формирование необходимой теннисисту трехсложной реакции, в нужной степени не способствует развитию прогностических способностей.

При развитии быстроты передвижений следует учитывать следующие их особенности: направление старта не постоянно — он осуществляется во всех четырех направлениях; старт берется из высокого положения, когда толчковые усилия преимущественно сконцентрированы на мышцах стопы и голени; наиболее типичный отрезок дистанции передвижения — 6-10 м; способы передвижения разнообразны и отличаются комплексным характером — носят челночный или зигзагообразный характер, что требует высокой стартовой и дистанционной скорости, а также быстрой смены направления передвижения. Для теннисиста важно не только быстро добегать до мяча, но и быстро «выходить» из удара, изменять направление бега и незамедлительно повторно стартовать, чтобы занять новую позицию на площадке. Достигнуть этого можно при условии, если сократить до минимума потери времени на стыках разных по направлению передвижений.

Развитие быстроты осуществляется применительно к двум основным вариантам передвижений во время игры:

челночным — из стороны в сторону у задней линии и у сетки в вперед-назад при выходах к сетке, приеме укороченного мяча и отбегании от сетки для отражения обводящей «свечи»;

зигзагообразным — вперед-в стороны при выходах к сетке и последующих перемещениях в стороны для парирования низких обводящих ударов.

Для развития быстроты передвижений широко используют следующие упражнения: бег на 6-30 м обычным способом, спиной вперед, боком вперед, скрестным шагом, приставными шагами в сторону; комплексный бег, состоящий из челночных и зигзагообразных передвижении в различных направлениях разными способами; серии разнообразных прыжков; упражнения для мышц ног с заданием добиваться максимальной частоты движений; силовые упражнения для мышц ног .

Разнообразие и комплексность — одна из главных особенностей беговых и прыжковых упражнений, рекомендуемых теннисисту.

Примерами беговых комплексов могут служить следующие упражнения: бег зигзагами и по «восьмерке», обегая расставленное по дистанции предметы; челночный бег из стороны в сторону и вперед-назад с различными способами передвижений (например, вперед обычным способом, назад скрестным шагом, боком вперед или в одну сторону приставными шагами, в другую — обычным способом).

Прыгучесть. Это качество характеризуется способностью выполнять удары справа и слева в прыжках в стороны и удары над головой в прыжках вверх (так называемая горизонтальная и вертикальная прыгучесть). Проявление ее и развитие обусловлены следующими особенностями используемых в игре прыжков:

выполнением отталкиваний как с места, так и после коротких предварительных перемещений из исходных положений с небольшим сгибанием ног в коленных и тазобедренных суставах, в результате чего толчковые усилия концентрируются главные образом в

мышцах стопы и голени;

разнообразием направлений прыжков, проведением отталкиваний как правой, так и левой ногой — правой при прыжках вправо и вверх, левой — при прыжках плево;

осуществлением прыжков в максимально вытянутом в сторону или вверх положении, которое позволяет дотянуться до далекого или высокого мяча (не случайно прыжки теннисиста иногда называют прыжками стрелой);

необходимостью при завершении прыжков занимать положение готовности к последующим ответным действиям, в том числе и к повторному прыжку в противоположную сторону.

Для развития прыгучести главным образом используют три группы упражнений: упражнения, нацеленные на развитие силы отдельных мышц, играющих решающую роль в осуществлении мощного отталкивания, прыжковые и вратарские упражнения.

Прыжковые упражнения должны быть разнообразными. Значительную их часть следует выполнять серийно, ставя задачу в каждой попытке добиться не только возможно более далекого или высокого прыжка, но и мягкого пружинистого приземления,   быстрой подготовки к каждому последующему прыжку. Основные прыжковые упражнения следующие: прыжки вверх, главным образом разгибанием стопы и голени из обычного для теннисиста исходного положения и положения перед прыжком для удара над головой;

прыжки вверх из среднего и глубокого приседа;

прыжки вверх, доставая рукой высоко подвешенный предмет или

условную отметку на стене;

прыжки вверх с движениями, имитирующими удар над головой, ударяя рукой по высоко подвешенному мячу;

прыжки из стороны в сторону со скрестным «прыжковым шагом»;

прыжки на одной ноге толчками то одной, то другой ногой; одновременно обеими ногами;

напрыгивания на возвышения;

спрыгивания с возвышений и последующий прыжок вверх или в сторону;

прыжки в стороны, доставая ладонью подвешенные предметы или выполняя удары по подвесным мячам движениями, имитирующими удары справа и слева с лета;

прыжки в высоту, длину, тройные, акробатические( в том числе и на батуте).

Из арсенала игровых средств для развития прыгучести используют упражнения, которые ставят игроков в условия, вынуждающие для отражения мяча выполнять удары в прыжках. Их делят на две группы: в первую входят упражнения, развивающие прыгучесть применительно к ударам у сетки справа и слева, во вторую — применительно к ударам над головой.

Первую группу упражнений составляют: одиночная и парная игра у тренировочной сетки с лета косыми ударами, вынуждающими для отражения трудного мяча использовать далекий прыжок в сторону; игра с лета у сетки против одного-двух партнеров, направляющих мячи обводящими ударами в разные стороны.

Во вторую группу входят упражнения, при выполнении которых делается попытка с завершающим прыжком вверх отражать глубокую «свечу» ударом над головой, быстро отбегая от сетки.

Ловкость. Ловкость — сложное комплексное качество. Оно выражается прежде всего в способности успешно осуществлять сложные двигательные действия в быстро и неожиданно изменяющейся обстановке. Ловкость как бы аккумулирует другие физические качества для осуществления именно таких действий и именно в такой обстановке.

В современном атлетическом теннисе неуклонно растет объем сложных действий, усложняется игровая обстановка. В результате растут и требования к развитию этой формы ловкости.

Ловкость в конкретных игровых действиях проявляется весьма специфично. Наиболее высокие требования к развитию этого качества предъявляются в игре у сетки. Теннисиста у сетки можно сравнить с вратарем, защищающим большие ворота — в ширину всей площадки. Только при хорошо развитой способности выполнять удары в далеких и высоких прыжках и бросках можно достичь высокого мастерства в действиях у сетки. Ловкость, проявляемую в таких действиях, можно условно назвать вратарско-акробатической Специальная ловкость необходима и для выполнения разнообразных передвижений, особенно челночных и зигзагообразных, для которых характерно быстрое изменение направлений и способов.

Все более важной в современном теннисе становится и так называемая приспособительная ловкость применительно к игре на различных площадках. Выражается она в способности быстро приспосабливать технику к специфическому для каждой площадки отскоку мяча и свободно использовать именно те удары, которые наиболее эффективны в конкретных условиях.

Ловкость имеет и другую важную для теннисиста форму проявления. Выражается она в способности постоянно расширять двигательные возможности, овладевать новыми двигательными действиями, расширять диапазон вариативности ранее освоенных. При низком уровне развития способности к вариативности движений двигательные навыки не отличаются разнообразием, пластичностью, они с трудом поддаются совершенствованию.

Развитие ловкости зависит в первую очередь от общей направленности технической и стратего-тактической подготовки, последовательности освоения техники, преимущественного использования в тренировке определенных игровых условий.

Освоение острой нападающей игры, разнообразной техники, неуклонное расширение диапазона вариативности двигательных навыков, изучение техники «широким фронтом», когда параллельно совершенствуются разнообразные удары ( в отличие от явно устаревшего ступенчатого метода с его установкой изучать каждый следующий вариант удара только после того, как будет прочно закреплен предшествующий), создание разнообразных, и главным образом сложных, условий — вот то, что прежде всего важно для развития ловкости с помощью игровых средств.  Основные направления развития ловкости следующие:

1) усложнение и расширение вариативности условий, в которых осуществляются двигательные действия;

2) усложнение и расширение вариативности самих двигательных действий;

3) введение и усиление действия фактора неожиданности;

4) освоение новых двигательных действий, варьирование и обновление средств, используемых для развития физических качеств, совершенствования техники.

Данные направления тесно связаны между собой. Такая взаимозависимость особенно характерна для первых трех направлений, Так, усложнение условий игры, использование фактора неожиданности само по себе приводит к усложнению действий. Однако этого можно добиваться и в постоянных условиях. Примером могут служить прыжки в высоту, осуществляемые различными способами с различных по направлению разбегов, но без изменения высоты расположения планки.

-I Особенно важна для теннисиста ловкость, когда соперник прибегает к неожиданным действиям. В многолетней подготовке теннисиста должна четко прослеживаться тенденция к расширению возможности использовать фактор неожиданности.

Основные пути усиления действия этого фактора — сокращение времени для ответных действий на удары и создание условий, значительно повышающих сложность таких действий. Так, сокращая дистанцию между «вратарем» и партнером, направляющим мяч в «ворота», или между подающим и принимающим подачу, мы усиливаем действие этого важного фактора. Фактор неожиданности значительно повышает сложность действий, например в упражнениях у тренировочных стенок, смонтированных из многогранников, стенки которых отличаются одна от другой положением (поскольку углы наклона граней по отношению к вертикали уменьшаются, становится сложнее отражать мяч, отлетающий от стенки неожиданно в самых различных направлениях).

Универсальным и эффективным средством развития ловкости являются различные спортивные игры (универсальным с точки зрения возможностей их использования для развития различных форм проявления данного качества). Применительно к задачам подготовки теннисиста игры можно разделить на три группы: с ударными движениями руками (волейбол, хоккей); с ударными движениями йогами (футбол); преимущественно с бросковыми движениями (баскетбол, ручной мяч). Каждая из этих игр имеет свою ценность для теннисиста, зависящую, прежде всего, от главных особенностей игровых действий.

В процессе многолетней подготовки в годичных и недельных тренировочных циклах следует предусматривать занятия различными играми и с их помощью неуклонно расширять двигательные возможности, двигательный опыт теннисиста.

Так, в первом годичном цикле в подготовительном периоде планируют футбол и баскетбол, а в соревновательном — преимущественно футбол. На следующий год в тренировку вносят изменения: сначала занимаются хоккеем и волейболом (в подготовительном периоде), затем — преимущественно футболом.

Большинство игр в занятиях с теннисистами целесообразно проводить по упрощенным правилам, на уменьшенных площадках, используя упрошенное оборудование и инвентарь. Причем периодически нужно менять игровые обязанности каждого занимающегося; теннисист должен действовать в роли вратаря, нападающего, защитника. Особую ценность для развития ловкости, характерной для игры у сетки, представляет игра вратаря. В связи с этим целесообразно широко использовать не только разнообразные вратарские упражнения, но и игры на уменьшенных площадках с минимальным составом участников. Тогда игрок, выполняющий роль вратаря, сможет часто включаться в игру.

Развитие различных форм проявления ловкости имеет специфические особенности.

Вратарско-акробатическая ловкость, необходимая теннисисту для успешных действий у сетки, развивается главным образом с помощью прыжковых, акробатических (типа кувырков, переворотов, сальто, прыжков на батуте), вратарских упражнений, а также с помощью упражнений у сетки с использованием ударов в бросках и прыжках.

Для развития ловкости в передвижениях широко используют спортивные игры, беговые упражнения, в которые входит бег различными способами на отрезках в разных направлениях.

Начиная с первых этапов подготовки молодого теннисиста следует обращать внимание на развитие приспособительной ловкости. Это длительный процесс. Однако уже к периоду, когда спортсмен начинает систематически выступать в крупных соревнованиях, в том числе и международных, приспособительная ловкость должна достичь высокого уровня. Основной метод ее развития — регулярные тренировки и выступления в соревнованиях на площадках с разнообразными покрытиями. Тренироваться в различных условиях наиболее целесообразно в подготовительном периоде годичного никла.

Развитие ловкости, проявляющейся в способности расширять двигательные возможности, в первую очередь зависит от общей направленности тренировки, установки на освоение вариативных действий, их систематическое совершенствование, использование разнообразного и периодически обновляемого комплекса тренировочных средств. Насколько быстро спортсмен может расширять свои двигательные возможности и осваивать новые действия, новые упражнения- этим в конечном итоге определяется уровень развития данной формы проявления ловкости.

Техника, тактика, стратегия, система подготовки неуклонно совершенствуются, развиваются. Научные исследования, технический прогресс, обобщение передового педагогического опыта периодически вносят элементы нового, заставляют осваивать более совершенные модели двигательных действий, упражнений. И эту задачу можно успешно решать только при высокоразвитой ловкости.

Выносливость. Для современного тенниса характерны очень высокие соревновательные нагрузки. Это относится к нагрузкам в от-. дельных матчах, в турнирных соревнованиях и особенно к суммарным нагрузкам годичного цикла.

При развитии выносливости важно учитывать следующее: соревнования отличаются годичной цикличностью; каждый календарный год насыщен большим числом состязаний  и многие из них проводят на площадках с различным покрытием.

большинство соревнований проходят в форме многодневных турниров, следующих друг за другом без перерывов для отдыха, поэтому они носят серийный характер (например, мировой чемпионат продолжается около четырех месяцев и состоит из одиннадцати турниров- десяти предварительных и одного финального);

многие соревнования проводят таким образом, что участникам во время матчей не предоставляются специальные перерывы для отдыха;

в распоряжение соревнующихся предоставляется 6-9 мячей (а не 3-4, как это было в прежние годы), их быстро подает соревнующимся специально обученная бригада мальчиков (это значительно сократило время, которое игрок может использовать для отдыха после розыгрыша каждого очка).

Об огромных соревновательных нагрузках можно судить по таким данным: в 1976 г. каждый из 32 сильнейших игроков мира выступил в 32-46 турнирах, а в обшей сложности участвовал в 130-210 одиночных матчах.

При таких нагрузках необходим очень высокий уровень развития выносливости. И достичь его можно только в процессе целенаправленной многолетней подготовки, осуществляемой с юношеского возраста.

Прежде всего важна так называемая общая выносливость, от которой во многом зависят специализированные формы проявления этого качества (общей принято называть выносливость, проявляемую при -длительной нагрузке с малой и средней интенсивностью двигательных действий, в которых активно участвуют значительные группы мышц).

Этот вид выносливости развивают главным образом с помощью циклических упражнений типа обычного или кроссового бега, ходьбы на лыжах, осуществляемых с малой, средней и переменной скоростью и постепенным увеличением объема нагрузки. Они развивают так называемые дыхательные возможности спортсмена, играющие ведущую роль в энергообеспечении действий при длительных нагрузках.

Другой необходимой теннисисту формой проявления выносливости является так называемая скоростная выносливость. Она выражается в способности длительное время сохранять высокую интенсивность двигательных действий в условиях продолжительной нагрузки.

В современной атлетической игре действия теннисиста приобретают все более выраженный скоростной характер, их интенсивность неуклонно растет. Кроме того, в последние годы существенно меняются общие временные характеристики игры, влияющие на проявление скоростной выносливости и выбор методики ее развития. Прежде всего значительно увеличилось так называемое чистое игровое: время. Оно стало составлять 50-68% общей продолжительности матча, тогда как несколько лет назад колебалось в пределах 28- 35%. Возросла и средняя продолжительность розыгрыша очка: на, «быстрых» площадках она достигла 8-17 сек., а на «медленных»- 18-32 сек. (раньше соответственно 6-12 и 10-18сек.). Наряду с этим сократилась продолжительность перерывов между розыгрышем очков — с 14—20 до 8-12 сек.

Все это повышает требования к развитию скоростной выносливости теннисиста.

Для развития скоростной выносливости используют:   продолжительные игры со счетом с сокращенными до минимума промежутками между розыгрышами очка в острых, темповых комбинациях (для сокращения пауз используют большое  количество мячей и быстро собирают их, прибегают и к помощи);

— игровые упражнения, требующие быстрых передвижений у задней линии площадки и у сетки (например, игра у задней линии против двух партнеров у сетки, направляющих свои удары в разные углы площадки);

— беговые упражнения, в которые входит повторный скоростной бег в различных направлениях, разными способами с короткими интервалами отдыха (один из главных вариантов дозировки нагрузки должен соответствовать приведенным временным характеристикам игры — бег 8-32 сек., отдых 8-12 сек.).

— комбинированные комплексы серийно выполняемых упражнений, состоящие из различных видов бега, прыжков, метаний и других упражнений;

спортивные игры с высокой интенсивностью действий, проводимые как по обычным, так и по упрощенным правилам, сокращающим до минимума игровые паузы (например, проводить игру в футбол в маленьком зале, не прерывая игру, если мяч попадает в стенку).

Силовую выносливость теннисиста целесообразно развивать прежде всего применительно к ударным движениям, и скоростным передвижениям. Для этого используют многократное, серийное, преимущественно до отказа, выполнение упражнений, требующих значительных мышечных усилий.

В качестве примеров таких упражнений можно привести имитацию ударного движения с преодолением сопротивления резинового амортизатора и серийные прыжки вверх, доставая высоко подвешенный предмет.

Достижение высоких спортивных результатов в конечном итоге определяется уровнем развития комплексной соревновательной выносливости, которая как бы аккумулирует различные формы проявления этого качества и характеризует степень готовности к конкретным матчам, турнирам, выступлениям в состязаниях по определенному календарю. Следует учитывать, что выносливость теннисиста не может определяться только его готовностью к большой физической нагрузке. Для него важно не только успешно справляться с такой нагрузкой, по и выдерживать напряженную продолжительную соревновательную борьбу, проявление выносливости в которой неразрывно связано с психической устойчивостью.

Для развития соревновательной выносливости необходимо систематически выступать в официальных соревнованиях, периодически проводить тренировки с большими нагрузками, по объему и интенсивности несколько превышающими соревновательные, широко использовать соревновательный метод при выполнении различных упражнений.

Целесообразно периодически в отдельных недельных микроциклах и в серии таких циклов как бы воспроизводить с некоторым превышением нагрузку предстоящих главных соревнований, проводить тренировку в условиях, максимально приближенных к ним.

Следует иметь в виду, что выносливость при больших нагрузках должна характеризоваться не только отдалением момента наступления утомления, но и способностью при его появлении возможно дольше не снижать качества игры. Поэтому воспитание воли в борьбе с утомлением составляет непременное условие развития выносливости.

Fatal error: Call to undefined function wp_related_posts() in /home/httpd/vhosts/tennisport.com.ua/httpdocs/wp-content/themes/tennis/single.php on line 35