Стратегия и тактика игры
  • Важность времени в теннисе

    Такое понятие, как время, является одновременно и естественно понятным, и мистически загадочным. Какое же место занимает время в таком виде деятельности, как теннис? Согласно...
    [Читать далее]

  • Принципы успеха в теннисе

    1. Не стоит усложнять игру. Большинство игроков высшей профессиональной лиги предпочитают не усложнять свою игру. Все они обладают где-то одним или же двумя своими эффективными...
    [Читать далее]

  • Техника китайских теннисистов

    В процессе изучения техники игры, выполнения передвижений и ударов у представителей большого тенниса в Китае, первым в глаза бросается тот факт, что между собой они...
    [Читать далее]

Начальное изучение тактики и стратегии

Начальное изучение тактики и стратегии

Элементарными основами тактики и стратегии начинают овладевать уже в первые годы занятий теннисом. Занимающиеся изучают:

задачи и принципы тактики и стратегии; основные особенности подготовки, принятия и осуществления стратего-тактических решений;

основные тактические особенности использования приемов техники и тактическое обоснование различных позиций и передвижений;

простейшие тактические комбинации;

простейшие способы анализа действий соперника.

Необходимо четко ориентировать занимающихся на освоение активной, разнообразной, подлинно творческой игры. Одна из важнейших задач педагога заключается в том, чтобы убедительно, на интересных примерах из спортивной практики показать неоспоримые преимущества   такой игры и реальные пути ее освоения. На

ярких примерах (желательно с использованием киноматериалов) важно раскрыть перед занимающимися сложный и многогранный процесс спортивной борьбы, показать, что только при глубоком, вдумчивом подходе к изучению тактики и стратегии могут быть достигнуты успехи.

По мере освоения приемов техники все больше внимания нужно уделять тактическим особенностям их использования и наиболее существенным деталям выполнения, имеющим принципиальное тактическое значение. Например, при постановке ударов по отскочившему мячу анализируют и опробовают детали движений, характерные для различных тактических вариантов ударов: подготовительных для выхода к сетке, обводящих и т. п.

Постановка техники, ее «шлифовка» должны быть направлены на закрепление таких вариативных движений, которые позволяют реализовывать в соревнованиях фактор неожиданности. Поэтому во время различных игровых упражнений перед занимающимися ставят задачу выполнять удары таким образом, чтобы заранее не обнаруживать их главные особенности, имеющие существенное тактическое значение.

Таким образом, расширение вариативности приемов техники тесно увязывают с освоением ударов различной тактической направленности и использованием фактора неожиданности.

Для разбора позиций и игровых передвижений целесообразно использовать макет теннисной площадки с передвижными плашками или фигурками игроков и передвижными линиями, обозначающими позиции и передвижения игроков и направление ударов (один из лучших макетов — намагниченный лист металла, на котором нанесен рисунок площадки; к нему плотно «прилипают» металлические плашки и тонкие металлические линии со стрелками).

Уже на начальном этапе осваивают позиции и передвижения, способствующие созданию быстрого игрового темпа. Особенно необходимо обосновать их преимущества, поскольку они наиболее трудны для освоения. Так, у занимающихся должна формироваться привычка в промежутках между ударами по отскочившему мяч располагаться у самой задней линии площадки, а при приеме подачи — внутри площадки, примерно па расстоянии шага впереди задней линии. Выдвинутые вперед позиции не только создают определенные тактические преимущества, но и существенно влияют на постановку техники требуют наиболее быстрых, экономных, предельно рациональных движений.

Занимать выгодные позиции важно не только до введения мяча в игру (при подаче, приеме подачи, в отдельные моменты парной игры), но и к моменту ответного удара соперника. На освоение позиций, а также передвижений, обеспечивающих выход на эти позиции, следует обращать особое внимание.

Начальная тактическая подготовка предполагает использование простейших игровых упражнений, в основе которых лежат различные сочетания ударов, составляющие тактические комбинации (например, улары   поочередно в различные углы   площадки; два удара в один угол, третий — в другой; один удар в угол, второй — косой — в противоположную сторону). Важно, чтобы такие игровые упражнения имели не только техническую, но и тактическую направленность, предусматривающую занятие тактически выгодной позиции к моменту удара соперника, использование ударов различной тактической направленности, контроль за скрытой подготовкой ударов в определенном направлении. Подобные упражнения развивают способность анализировать действия партнера, «вчитываться» в его движения и прогнозировать подготавливаемые удары.

С первых игр со счетом необходимо развивать стратего-тактическое мышление, умение прогнозировать замыслы и действия партнера — условного соперника. В этот период занимающиеся делают попытки намечать и реализовывать простейшие стратего-тактические планы. Педагог целенаправленно развивает умение подходить к планированию и оценке своих действий как с позиций тактики выигрыша отдельных очков, так и со стратегических позиций, предполагающих получение решающего преимущества в игре со счетом.

Для занимающихся организуют просмотры соревнований (желательно с участием видных спортсменов). По заданию тренера они ведут специальные записи игр, выявляют главные особенности действий соревнующихся, пытаются разгадывать их замыслы, определять причины успехов и неудач. После матчей результаты наблюдений анализируют, обобщают всей учебной группой под руководством тренера. Все это помогает развивать стратего-тактическое мышление теннисиста.