Стратегия и тактика игры
  • Важность времени в теннисе

    Такое понятие, как время, является одновременно и естественно понятным, и мистически загадочным. Какое же место занимает время в таком виде деятельности, как теннис? Согласно...
    [Читать далее]

  • Принципы успеха в теннисе

    1. Не стоит усложнять игру. Большинство игроков высшей профессиональной лиги предпочитают не усложнять свою игру. Все они обладают где-то одним или же двумя своими эффективными...
    [Читать далее]

  • Техника китайских теннисистов

    В процессе изучения техники игры, выполнения передвижений и ударов у представителей большого тенниса в Китае, первым в глаза бросается тот факт, что между собой они...
    [Читать далее]

Совершенствуем стратегии, тактики и техники

Совершенствование стратегии, тактики и техники

Когда завершается начальное освоение техники, тактики и стратегии, начинается этап подготовки, для которого характерна наиболее тесная связь всех трех структурных элементов процесса спортивной борьбы. На этом этапе занимающиеся полностью овладевают всеми передовыми видами, способами и формами действий, способами ведения игры, овладевают комплексом интеллектуальных, волевых и физических качеств, необходимых для реализации передовых стратего-тактических принципов в соревнованиях.

Тренировка в это время отличается наиболее выраженной перспективной направленностью, ориентацией на использование в игре передовых тенденций развития процесса спортивной борьбы, оперативное освоение новейших моделей стратегии, тактики и техники. Важное значение приобретает прогнозирование дальнейшего развития процесса спортивной борьбы, выявление в игре и тренировке всего того, что перспективно.

Помимо тренировок регулярно проводят теоретические занятия. На этих занятиях прежде всего анализируют и обосновывают основные положения стратегии и тактики, наиболее эффективные варианты выполнения приемов техники.

Занимающиеся практикуются в детальной разработке и осуществлении стратего-тактических планов применительно к выступлениям в отдельных матчах, турнирных состязаниях, циклах соревнований. Изучая технику, стратегию и тактику главных соперников, различные стороны их подготовленности, моделируют их игру и разрабатывают собственные контрмодели.

Совершенствование стратегии, тактики и техники нацелено на обеспечение всесторонней готовности к напряженной, острой и длительной спортивной борьбе в разнообразных, но конкретных условиях соревнований. Поэтому важно периодически максимально приближать условия тренировки к условиям официальных соревнований, создавать обстановку, требующую проявления тех же качеств, что и во время состязаний. Необходимые знания, умения и навыки занимающиеся приобретают одновременно с развитием стратего-тактического мышления, волевых качеств, умения четко управлять своим поведением в соревнованиях.

При совершенствовании стратегии и тактики перед теннисистами ставят задачу достигнуть в своих действиях максимальной целеустремленности, планомерности и гибкости. Особое внимание следует обращать на формирование способности действовать в соответствии со стратегическими и тактическими задачами, добиваясь единства в их осуществлении.

Совершенствование техники предусматривает «шлифовку» движений, расширение их вариативности, достижение высокой результативности каждого приема техники в соревновательной игре. Для совершенствования техники продолжают широко использовать различные технические средства, специальные приспособления, и особенно те, что позволяют совершенствовать ударные движения и применительно к ним развивать физические качества, создают условия для многократного повторения ударов в сложных условиях игры в стремительном темпе (например, катапультирование мячей).

В тренировке используют упражнения у стенок, на площадке с обусловленным и необусловленным направлением ударов, учебные игры со счетом и игры соревновательного характера.

Упражнения у тренировочных стенок. Они занимают видное место в тренировке теннисистов и направлены главным образом на совершенствование техники. Однако у тренировочной стенки осваивают некоторые тактические комбинации (правда, в упрощенных условиях).

Рекомендуется заниматься не только у обычной тренировочной стенки с мишенями, но и у стенки, смонтированной из многогранников, от которых мяч отлетает в неожиданном для играющего направлении.

Разметку мишеней делают следующим образом. Сначала на стенку наносят полный рисунок теннисной сетки или только одну широкую линию, обозначающую ее верхнюю ленту. Затем выше уровня сетки размечают несколько мишеней высотой 1,5-2 м. Ширина одной или нескольких мишеней вместе должна быть немногим меньше ширины поля подачи на площадке. Такая разметка позволяет успешно совершенствовать точность подачи.

Для совершенствования ударов справа и слева у тренировочной стенки используют различные одиночные и парные упражнения:

удары только одного вида (плоские, крученые или резаные);

удары, разнообразные по особенностям вращения мяча;

упражнения с заданием изменять расстояние от места удара до стенки (подходить к стенке и отходить от нее) и использовать удары в различных точках, и прежде всего по восходящему мячу;

упражнение с заданием чередовать удары средней силы с мощными и мягкими ударами;

быстрое чередование ударов справа и слева, выполняемых с расстояния 3-4 м от стенки с очень короткими замахами;

удары различной тактической направленности (так называемые наводящие удары, острые завершающие, подготовительные для выхода к сетке, обводящие).

У тренировочной стенки можно успешно совершенствовать подачу. Для контроля за точностью удара в условиях, наиболее приближенных к условиям выполнения подачи на площадке, подающий должен располагаться на расстоянии 12 м от стенки (примерное расстояние от задней линии площадки до сетки) и ставить перед собой задачу попасть в мишень, ширина которой немного меньше ширины обычного поля подачи.

Подачу у тренировочной стенки выполняют без продвижения и с быстрым продвижением вперед (имитируется выход к сетке с подачи). Здесь, как и в упражнениях на площадке, отрабатывают различные виды подач (плоские, крученые, резаные), варьируя силу удара (мощные подачи с расчетом на немедленный выигрыш очка с подачами средней силы).

Совершенствование подачи целесообразно периодически сочетать с совершенствованием приема подачи. Для этого подающий, направив мяч в тренировочную стенку, отражает его после отскока так, как будто принимал подачу. Одним из основных вариантов этого упражнения является подача с выходом к тренировочной стенке — воображаемой сетке и прием подачи ударом с ходу по поднимающемуся мячу с продвижением вперед и переходом к ударам с лета и полулета (упражнение может быть одиночным или парным).

Очень эффективно выполнение ударов с лета и полулета с расстояния 2-3 м от стенки. Они развивают реакцию, умение быстро управлять ракеткой (используют одни и те же удары или различные их комбинации).

Удар над головой хорошо совершенствовать у тренировочной стенки с большим наклоном, так как от нее мяч отлетает высоко вверх. Можно работать над ним и у вертикальной тренировочной стенки, но в усложненных, необычных условиях. В таком случае занимающийся сначала направляет мяч в площадку перед собой ударом сверху вниз так, чтобы, ударившись рикошетом в стенку, он отлетел от нее высоко вверх. Затем по высокоотскочившему мячу выполняет удар над головой с таким расчетом, чтобы мяч, вновь ударившись о землю и затем о стенку, снова отскочил от нее высоко вверх (для следующего удара над головой). Иногда упражнение следует выполнять и несколько по-иному: после двух-трех ударов над головой в землю перед стенкой мяч направляют завершающим ударом над головой прямо в одну из мишеней, обозначенных на стенке.

Совершенствуя у тренировочной стенки укороченный удар, целесообразно перед ней укрепить обычную теннисную сетку (в 1- 2 м). После обычных ударов справа и слева занимающийся выполняет укороченный удар и стремится попасть мячом в промежуток между сеткой и стенкой.

Несколько необычно отрабатывают у стенки удары с различной тактической направленностью. Перед тем как выполнить тот или иной удар, занимающийся должен наметить, какова должна быть его тактическая направленность, и в зависимости от этого уточнять детали своих движений. Упражнения, основанные на «игровом воображении», помогают развивать умение выполнять каждый удар с определенным тактическим смыслом.

Приведем два примера таких упражнений:

после двух прямых ударов справа или слева выполняют сильный косой удар, который по замыслу должен стать завершающим;

после нескольких низких ударов справа и слева выполняют сильный удар, после которого мяч отскакивает далеко от стенки, затем — «обводящий» удар, посылая мяч в пространство между стенкой и установленной в нескольких метрах перед ней теннисной сеткой.

Некоторые упражнения у стенки выполняют, ставя задачу сделать как можно большее число ударов подряд (до нескольких сот). Это позволяет выработать стабильность игры, устойчивость внимания, особенно если каждый раз стремятся попадать мячом в определенные мишени. Для контроля за развитием точности ударов следует периодически подсчитывать число попаданий.

У тренировочной стенки можно успешно проводить игру со счетом вдвоем. Мяч вводит в игру один из занимающихся обычной подачей в определенную мишень. Партнер принимает подачу и выполняет ответные удары. В процессе игры теннисисты осуществляют удары поочередно, время от времени приближаются к стенке и играют с лета и полулета. Направление каждого ответного удара оговаривают заранее. Проигрывает тот, кто не смог попасть в нужную мишень.

Рекомендуется и другой вид парной игры у тренировочной стенки, когда теннисист заранее не знает направления ударов партнера. Это приближает упражнение к условиям обычной игры со счетом па площадке.

Для совершенствования техники используют и стенку-сетку. Она представляет собой раму с крючками, на которую натянута упругая сетка с мелкими ячейками. Длина и скорость отдачи мяча легко регулируются изменением силы натяжения сетки. Сетка со сравнительно мягким натяжением отражает мяч недалеко и довольно медленно, поэтому даже после сильного удара можно успевать принимать мяч, находясь близко от нее.

Для занятий в залах небольших размеров, когда дорог каждый метр игровой площадки, стенка-сетка просто незаменима.

Стенку-сетку можно использовать и в упражнениях на теннисной площадке. Для этого ее устанавливают у обычной поперечной сетки, и она выполняет роль партнера, отражающего мячи через сетку.

Упражнения на площадке с обусловленным направлением ударов. В таких упражнениях занимающийся заранее знает направление ударов партнера, поэтому имеет возможность все внимание сосредоточить на своих движениях. Они особенно полезны, когда необходимо исправить недостатки в технике, опробовать тактические комбинации. Существенно изменять движения во время обычной игры крайне трудно. Поэтому оправданно исправлять технические недочеты в несколько упрощенных условиях, когда отсутствует фактор неожиданности.

С помощью этих упражнений следует систематически совершенствовать удары плоские и с различным вращением мяча, удары во всех трех точках, с различной силой, направлением и формой траектории полета мяча, различной тактической направленностью. В игре техника во многом подчинена тактике, поэтому движения при ударах изменяются в зависимости от их тактической направленности. Так, движения при подготовительном ударе для выхода к сетке в большинстве случаев несколько отличаются от обычных ударов с задней линии. В связи с этим следует совершенствовать технику не только как бы в чистом виде, но и применительно к различным вариантам решения тактических задач.

Необходимо постоянно совершенствовать основные группы ударов с отскока, которые отличаются различной тактической направленностью:

комбинированные «наводящие» нападающие удары (серийные удары, с помощью которых подготавливают условия для завершающего удара или выхода к сетке);

завершающие нападающие удары;

подготовительные нападающие  удары  для   выхода   к сетке (с помощью которых осуществляется выход к сетке); обводящие контратакующие удары;

защитные удары, восстанавливающие «игровое равновесие» (длинные, иногда довольно высокие, выполняемые в трудном игровом положении, чаще, когда игрок у задней линии «выбит» с площадки).

Упражнения с обусловленным направлением ударов позволяют «шлифовать» движения применительно к подачам различной тактической направленности.

Для тщательной «шлифовки» движений, особенно если поставлена задача устранить какой-либо существенный недостаток, целесообразно выполнять каждый из видов подач отдельно. Однако выполнение одной и той же подачи не соответствует условиям игры, когда подающему предоставляются только две попытки ввести мяч в игру (причем первая и вторая подачи бывают различными как по тактической направленности, так и по особенностям выполнения ударного движения). В связи с этим и возникает характерная особенность совершенствования подачи. Если каждая из них уже в основном освоена, целесообразно преимущественно работать над техникой выполнения первой и второй подач. Вторая подача должна гарантировать безошибочное попадание. Поэтому для оценки точности подачи в тренировке с использованием мишеней целесообразно вести подсчет попаданий отдельно при первой и второй подачах.

Постоянно необходимо совершенствовать следующие варианты подач с различной тактической направленностью:

«пушечная» подача, нацеленная на немедленный выигрыш очка или ставящая соперника в затруднительное положение (подача плоская или с незначительным вращением мяча, длинная или «выбивающая» — косая);

подача с выходом к сетке (длинная подача с различными вариантами вращения мяча, иногда плоская);

нападающая подача, не рассчитанная на немедленный выигрыш очка, но затрудняющая сопернику выход к сетке и выполнение активного ответного удара (подача с различными вариантами вращения мяча, преимущественно длинная, иногда «выбивающая» — косая).

Начинать осваивать тактические комбинации, особенно сложные, состоящие из серии ударов, целесообразно также в упражнениях с обусловленным направлением ударов. Предварительно уточняют, какие тактические задачи будут решать с их помощью и в какие моменты игры их чаще будут выполнять. Эффективность комбинации во многом зависит от техники, точности ударов. Поэтому и при совершенствовании тактических комбинаций периодически рекомендуется использовать мишени.

Игровые ситуации столь разнообразны, что игрок не может действовать только на основе разученных тактических комбинаций. Однако если теннисист предварительно хорошо продумает и закрепит в специальных упражнениях различные тактические комбинации, это значительно расширит его тактические возможности, позволит действовать более целеустремленно и планомерно.

Для разучивания рекомендуются примерные тактические комбинации:

серия длинных ударов в один и тот же угол площадки; серия длинных ударов, направленных поочередно в различные углы площадки;

два длинных удара в один угол площадки и короткий завершающий косой в противоположную сторону;

два коротких косых удара к боковой линии и завершающий длинный в угол площадки;

косая подача и длинный завершающий удар в противоположный угол площадки;

прямая подача и завершающий короткий косой удар;

прием подачи длинным ударом в угол площадки и завершающий косой удар к дальней от этого угла боковой линии;

прием подачи коротким косым ударом и длинный завершающий удар в противоположный угол площадки;

выход к сетке после длинного удара в угол площадки и завершающий косой удар с лета к противоположной боковой линии;

выход к сетке после длинного удара к середине задней линии и завершающий удар с лета в один из углов;

выход к сетке после подачи и завершающий прямой или косой удар с лета;

прием подачи прямым или косым ударом по восходящему мячу с ходу с выходом к сетке и завершающий удар с лета;

выход к сетке после подачи, приема подачи и при ответе на удар с задней линии и прямой или косой завершающий удар над головой;

выход к сетке после подачи, приема подачи и обычного удара по отскочившему мячу и завершающий укороченный удар с лета;

вызов партнера к сетке укороченным ударом и низкий обводящий удар или «свеча».

Приведенные тактические комбинации лишь вначале опробовают в упражнениях с обусловленным направлением ударов партнера. В дальнейшем используют в основном упражнения, в которых игрок проводит ту или иную комбинацию в условиях, преимущественно для него неожиданных.

Упражнения на площадке с необусловленным направлением ударов. Упражнения этой группы отличает прежде всего наличие фактора неожиданности в действиях партнера. Занимающийся стремится подготовить и провести намеченные удары и тактические комбинации. Условия выполнения этих упражнений приближены к условиям соревновательной игры.

В упражнениях доминируют интенсивные игровые действия. Особую пользу приносят упражнения втроем: они дают возможность действовать в быстром темпе (особенно важно, чтобы при использовании этих упражнений в распоряжении занимающихся было большое количество мячей).

Приведем основные варианты упражнений этой группы.

Упражнение 1. Теннисист действует у задней линии, а два его «соперника» — у сетки. Они направляют мячи в разные стороны низкими ударами, вынуждая теннисиста предельно быстро передвигаться, а иногда неожиданно используют и укороченные удары. Играющий у задней линии отражает мячи низкими обводящими ударами, периодически неожиданно выполняя «свечу».

Упражнение 2. «Соперники» теннисиста, играющего у задней линии, занимают разные позиции: один располагается у сетки, другой — у задней линии. Задание теннисиста сводится к тому, чтобы, используя низкие удары и «свечу», не дать сеточнику возможности   перехватить мяч.   Задача   «соперников» не меняется: они вынуждают теннисиста предельно быстро передвигаться по площадке, а иногда и делать рывок вперед для парирования укороченного удара.

Упражнение 3. Теннисист действует у сетки, два его «соперника»- у задней линии. Их задача — обводить сеточника разнообразными низкими ударами и неожиданной «свечой». Игрок у сетки старается не пропускать даже самые трудные мячи, отражать их ударами с низким, стелющимся отскоком, чтобы затруднить «соперникам» выполнение каждого следующего обводящего удара. Используют два варианта расположения «соперников»: они становятся в углах площадки или за боковыми линиями, напротив наружных углов полей подачи. В первом случае сеточник тренирует длинные удары с лета, во втором — и короткие косые удары.

Упражнение 4. У сетки располагаются трое или четверо игроков. Упражнение сводится к быстрой «перестрелке» ударами с лета и полулета. Теннисист старается ставить «соперников» в трудное положение, используя в числе других и удары, направляемые прямо в одного из них. Упражнение, как и предшествующие, выполняют в максимально быстром темпе. Для этого нужно большое количество мячей (как только мяч выходит из игры, вводят следующий, в результате сокращаются до минимума перерывы).

Упражнение 5. Подающий теннисист действует против двух игроков, периодически меняющих свои позиции на площадке: то оба располагаются у задней линии, то один остается сзади, а другой перемещается к сетке. После подачи с выходом и без выхода к сетке теннисист отражает удары «соперников».

Упражнения с необусловленным направлением удара целесообразно проводить и вдвоем у тренировочной стенки, поочередно выполняя удары по мячу. Периодически следует создавать максимальный игровой темп и вынуждать друг друга быстро передвигаться. В процессе такой игры занимающиеся используют не только удары по отскочившему мячу, но и удары с лета и полулета при приближении к стенке.

Учебные и соревновательные игры со счетом. Игры со счетом делят на учебные и соревновательные: учебные проводят с определенными условностями, специальными стратего-тактическими заданиями; соревновательные максимально приближают к условиям соревнований и нацеливают игроков на выигрыш.

Закрепить отдельные удары и тактические комбинации, опробовать различные виды, способы и формы действий, приобрести опыт противодействия различным вариантам тактики условного соперника- такова главная задача учебных игр со счетом. Примерами заданий для таких игр могут служить:

игра только длинными ударами; короткий ответ в пределах полей подачи считается ошибкой и дает проигрыш очка (основная задача — закрепить длинные удары);

игра с постоянными выходами к сетке после подачи и при первой возможности при ее приеме (основная задача — овладеть тактикой быстрого нападения);

игра только у задней линии против партнера, который при первой возможности выходит к сетке (основная задача — научиться защищаться от атак у сетки, овладеть острыми обводящими ударами).

В такого рода играх дают и индивидуальные задания, нацеленные на преимущественное использование определенных ударов с целью их совершенствования, устранения ошибок. Так, если одному из занимающихся плохо удается удар слева в высокой точке, то его партнеру можно дать следующее задание: при выходах к сетке выполнять преимущественно длинные, сильнокрученые удары с высоким отскоком мяча под удар слева обороняющемуся.

В учебных играх опробовают различные варианты стратегии и тактики с учетом модельных характеристик наиболее вероятных соперников в соревнованиях. В таких случаях один из тренирующихся получает задание имитировать игру соперника, а другой- опробовать различные варианты стратегии и тактики, находить наиболее эффективные, соответствующие индивидуальным особенностям игры.

В учебных играх занимающиеся практикуются в разработке и осуществлении разнообразных стратего-тактических планов.

Учебные игры со счетом не следует рассматривать как обязательные предшественники соревновательных игр. Оба вида игр должны дополнять друг друга, использоваться в оптимальных сочетаниях и расцениваться как генеральные репетиции перед выступлениями в официальных соревнованиях.

Учебные и соревновательные игры позволяют опробовать различные варианты соревновательного поведения, развивать такие важные психологические качества, как наблюдательность и способность прогнозировать намерения и действия соперников. Эти качества выражаются в умении по мельчайшим деталям действий, жестам, позам, внешнему виду соперников разгадывать их стратего-тактические планы, замыслы во время подготовки отдельных ударов, выявлять особенности их физического и психического состояния.

Для развития этих психологических качеств занимающимся дают задания, которые они выполняют в учебных и соревновательных играх, на соревнованиях. Например, задание вести наблюдение за соперником, «вчитываться» в его движения и пытаться как можно раньше ответить себе на вопрос, куда и как соперник наметил послать мяч. Для выполнения аналогичного задания во время наблюдения за соревнующимися теннисист в качестве зрителя располагается у заднего фона площадки и следит за игроком, находящимся за сеткой на противоположной стороне площадки. Такая позиция позволяет вести наблюдение под обычным для соревнующихся углом зрения.

Другой вариант заданий может носить более широкий характер. Перед началом игры для каждого занимающегося разрабатывают подробный стратего-тактический план, содержание которого не сообщают другому теннисисту. Оба участника получают задание осуществлять свои планы и одновременно вести наблюдение за действиями соперника, чтобы возможно точнее разгадать его план. После окончания игры каждый теннисист рассказывает о результатах наблюдений. Сравнивая их с намеченными планами, тренер вместе с игроками определяет, насколько успешно было их наблюдение, насколько точно каждый из них сумел разгадать план другого.

Использование в тренировке такого рода психологических заданий развивает прогностические способности, учит выбирать наиболее эффективные действия.

Составной частью стратего-тактической подготовки являются подробные разборы вместе со спортсменами хода и результатов учебных и соревновательных игр, а также встреч в официальных соревнованиях. Для анализа эффективности различных действий, выявления причин побед и поражений, сравнения особенностей действий в различных матчах очень важно располагать объективными данными, характеризующими различные стороны игр каждого теннисиста. Для сбора таких данных ведут специальные записи игр.

Разберем три типа записей, материалы которых наиболее существенны при анализе игр.

Первый тип записи дает возможность иметь следующие данные: число игр, выигранных и проигранных при своей подаче и подаче соперника; число активно выигранных очков каждым из ударов и допущенных при этих ударах ошибок; процент попадания с первой подачи, число выигранных очков с помощью подачи и число двойных ошибок; общее количество выходов к сетке и число выигранных с их помощью очков; количество очков, набранных обводкой сеточников. Все эти данные можно записывать в таблицу (в соответствующих графах ее делают условные пометки после розыгрыша каждого очка, игры, партии и соревнования в целом).

Второй вид записей позволяет охарактеризовать точность игры. На небольшом плане-планшете теннисной площадки наносят условные пометки в местах приземления мяча после каждого удара. По материалам этих записей можно судить, например, о планировке мяча при подаче, оценить умение сочетать длинные удары с короткими косыми.

Анализируя ход соревнований, очень важно оценивать игру и с точки зрения влияния на нее психологических факторов, пользуясь объективными данными, которые характеризуют действия соревнующихся в различные моменты игры. Для этого используют третий тип записей, раскрывающий динамику ошибок и выбор действий различной степени активности в зависимости от счета (недостаточное развитие волевых качеств обычно приводит к увеличению числа ошибок и снижению активности действий в наиболее напряженные моменты игры).

Анализируя специальные записи, периодически сравнивая их, можно объективно оценивать динамику основных игровых характеристик, результаты тренировки.

Комментарии запрещены.

Последние публикации
Теннис и здоровье